Общие сведения ДОУ

Советы логопеда

22 декабря 2013 - admin

 

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Семейные представления занимают ведущее место в игровых моделях дошкольника - «Дочки-матери», «Посуда», «Магазин» и т.п. - в процессе которых ребенок принимает и реализует социальные роли матери и отца. Дошкольный возраст является сензитивным не только по отношению к развитию познавательных процессов (внимание, мышление, память, воображение), но и к развитию речевой деятельности. В этот период у детей формируются своеобразные общие лингвистические способности, чутье к языковым явлениям, закладываются образцы речевого поведения: интенсивно пополняется словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; речь обеспечивает совершенствование познавательных процессов. Развитие речи и познавательных процессов ребенка непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Нарушения речевого развития проявляются в особенностях формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В то же время дети, имеющие особенности речевого развития проявляют активность по отношению к языковым явлениям - словообразование, умение подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием, отбор слов с целью выявления звукового состава. Дети с особенностями речевого развития, как правило, испытывают незначительные лексические трудности, допускают ошибки в грамматическом оформлении высказывания (построение предложений), могут неверно произносить звуки речи, затрудняются в реализации развернутых высказываний. Однако перечисленные трудности не являются препятствием к установлению отношений со сверстниками и лишь в некоторых случаях (переживание, самооценка собственной речи, чрезмерное желание соответствовать речевой норме) служат барьером в личных отношениях. Основная функция речи - общение, сообщение или, в целом, коммуникация. Дети с особенностями речевого развития к старшему возрасту способны общаться на уровне контекстной речи, наблюдается вариативность вербального творчества. Личностные особенности детей с особенностями речевого развития характеризуются подвижностью эмоциональной сферы, впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения. Как правило, к старшему возрасту большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и не оказывает существенного влияния на готовность ребенка к созданию собственной семьи. Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. Учитывая важность влияния семьи оказываемого на процесс социализации ребенка, реализуемого в ее социальных (обеспечение дохода, домоводство и забота о здоровье, рекреационная, социализирующая, самоидентификации, развитие способности к воспитанию, образовательная, профессиональная) и социетальных (отношение к ребенку с нарушениями развития, его воспитание, обучение, умение вовремя организовать и оказать по­мощь, адаптировать к жизни в обществе) функциях, рассмотрим механизмы семейной социализации. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов со­циализации, «позволяющий личности активно включаться в структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества». По от­ношению к детям с особенностями развития социальная адаптация высту­пает как приведение индивидуального и группового поведения детей с особым типом развития в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с ограниченными возможностями затруднено взаимо­действие с социальной средой, снижена способность адекватного реагиро­вания на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они ис­пытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Социальная адапта­ция открывает нетипичным детям возможность активного участия в обще­ственной жизни. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в ко­тором взаимодействуют ребенок и родители, а затем - ребенок и общество. Дети с особенностями речевого развития, как правило, успешно адаптиру­ются в обществе, реализуют свои возможности в профессиональной дея­тельности, создают благополучные семьи. Абилитация - комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психическо­го и физического развития ребенка. В процессе абилитации и реабилита­ции на разных уровнях затронуты различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на особенного ребенка. Главной и основной це­лью всего процесса абилитации является включение ребенка с речевыми нарушениями в жизнь и его социализация. Реабилитация представляет собой «процесс восстановления имев­шихся в прошлом способностей, утерянных по причине болезни», а также и абилитацию детей с ограниченными возможностями. Социальная реаби­литация (лат. Rehabilitas - восстановление способности) в медико-педагогическом значении - «включение нетипичного ребенка в социаль­ную среду, приобщение к общественной жизнедеятельности на уровне его психофизических возможностей». При своевременном коррекционно-логопедическом воздействии большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и со­стояние речи ребенка не оказывает существенного влияния на его вхожде­ние в самостоятельную жизнь, как профессиональную, так и семейную. Ещё один специфический механизм социализации нетипичных детей, - компенсация (лат. Compensatio - возмещение, уравновешивание), которая представляет собой процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных дисфункций. В процессе компенсации происходит формирование новых, исправление нарушенных или ослаб­ленных функций организма, а также развитие личности в целом. Для ре­бенка с особенностями речевого развития особое значение имеет личност­ный компонент отношения к своей речи, определяемый его самооценкой и Я-позицией. Таким образом, участие семьи в подготовке детей с особенностями речевого развития к самостоятельной жизни должно быть подкреплено взаимодействием со специалистами: врачом, психологом, социальным ра­ботником, педагогом-дефектологом.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!