Общие сведения ДОУ

Семинар «Игра в жизни ребенка»

13 декабря 2018 - admin

«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).

Цель: ознакомление с основными тенденциями развития игровой деятельности дошкольников;  Повышение педагогической компетенции воспитателей по проблеме  игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста дать знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей; 

Задачи:

1.     Формировать понятие о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

2.     Дать знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей

3.     Стимулировать интерес взрослых и детей  для совместной игровой деятельности

4.     Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и  семьи;  о достоинствах  и недостатках  игрушек.

 

Ход мероприятия:

Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. 

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим.

 Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности 

 Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:

1) Творческие игры (сюжетно-ролевые);

2) Игры с правилами (дидактические).

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Развитие психических процессов происходит в деятельности. Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится ведущим. «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей степени его развития»

 

         Итак, мы переходим к практической части семинара.

Начинаем с приветствия: Поприветствуйте сидящего рядом, подарив ему … (счастья, удачи, любви, терпения, итд)

 

«МЕНЯ ЗОВУТ… Я ДЕЛАЮ ТАК….»

Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом, последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

 

«МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…»

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.

По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…») участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.

 

«МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…»

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение: Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других? Что интересное узнали?

 

«ГОВОРЯЩИЕ РУКИ»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Обсуждение:

Что было легко, что сложно?

Кому было, сложно молча передавать информацию?

Кому легко?

 

Разминка - 

 

«АТОМЫ-МОЛЕКУЛЫ»

Цель: повышение уровня работоспособности участников.

Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

 

 «Покажи!»

Данная игра может проводиться как на свежем воздухе, так и в помещении. Она способствует развитию координации движения, ловкости и скорости реакции.

Количество участников: от 5 до 10 человек.

Описание игры

Игроки должны образовать свободный круг. Перед началом игры ведущий отворачивается или отходит на несколько шагов в сторону, чтобы участники смогли быстро договориться, кто из них будет «демонстратором».

Обязанности «демонстратора» — показывать остальным игрокам разнообразные движения, которые те должны сразу же повторять. После того, как «демонстратор» выбран, ведущий возвращается и занимает место в центре круга.

Игроки начинают двигаться (для того, чтобы занятие проходило достаточно динамично, можно включить быструю ритмичную музыку или попросить детей декламировать стихи). «Демонстратор», выбрав момент, когда водящий смотрит в другую сторону, показывает новое движение, и все участники сразу же повторяют его.

Задача ведущего — быстро и правильно «вычислить» автора нового жеста. Если «демонстратор» был угадан правильно, он занимает место ведущего.

Жесты, которые может выполнить «демонстратор»:

— похлопать в ладоши;

— дотронуться до своих волос;

— подпрыгнуть на одной ноге;

— повернуться вокруг своей оси;

— переступить с ноги на ногу;

— продемонстрировать несложное танцевальное движение;

— покачать головой из стороны в сторону;

— поднять вверх одну или обе руки;

— скорчить смешную гримасу;

— дотронуться обеими руками до ушей;

— высоко подпрыгнуть вверх на обеих ногах;

— присесть на корточки;

— наклониться вперед.

 

«Позови водяного»

Данную игру можно проводить не только на улице, но и в помещении, если оно достаточно просторное.

Игра способствует развитию внимания и командного духа.

Количество участников: от 5 до 10 человек.

Описание игры

Перед началом занятия по жребию или с помощью считалки выбирают ведущего. Участники игры образуют свободный круг, ведущий занимает место в центре, присаживается и закрывает глаза (или надевает непрозрачную повязку). Затем игроки начинают медленно двигаться по кругу, ритмично проговаривая текст: «Водяной, водяной, не сиди под водой». Через 10–15 секунд участники останавливаются, ведущий поднимается на ноги и, не снимая повязку (не открывая глаз), подходит к любому участнику и пытается определить, кто перед ним стоит.

В соответствии с правилами данной игры, «водяной» может три раза дотронуться до игрока («запретной зоной» считается голова), но не ощупывать его. Если ведущий неправильно угадывает имя участника или затрудняется с ответом, он остается «водяным», в противном случае игроки меняются местами.

 

Игры на развитие речи:

 

« Мостик»

Аргументируйте, почему вам нужно пройти на другой берег.

По три аргумента  (можно представить, что на том берегу школа, садик, магазин, дом, детская площадка итд).

 

«БЕСЕДА В КРУГУ»

Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему.

Темы: семья; увлечения; политика; любовь; отпуск; мечта; майские праздники; родительское собрание; дети; друзья.

 

«ПОДАРОК»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

 Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

      «Я беру с собой в поход……»

Тип: головоломка-прикол.
Применимость: одноразовая.
Что требуется: ничего.
На сколько людей рассчитано: от 3 и более.
Динамичность: средняя.
Место проведения: где угодно.
Предосторожности: Ведущему нужно знать имена всех игроков.

Описание: Очень простая головоломка. Ведущий говорит, что собирается в поход и набирает команду. Для этого каждый человек говорит фразу: «Меня зовут – … (например, Петя), и я с собой беру … (тут название предмета, что я беру)». По этой фразе ведущий или берет человека или не берет. Игра заканчивается, когда все поняли принцип и пошли в поход. Время от времени ведущий говорит туже самую фразу про себя, беря разные вещи в поход, чтобы игроки поняли принцип.

Разгадка: Имя и название предмета должно начинаться с одно и той же буквы. То есть если ведущего зовут Петя, то он говорит фразу: «Меня зовут – Петя, и я с собой беру палатку». Или: «Меня зовут – Петя, и я с собой беру пластырь».

 

   Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

    

Сплочённость – это:

совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

 

«ГУСЕНИЦА»

Цель: игра учит доверию.

 Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Обсуждение: Что испытывали при выполнении задания?

 

 «КТО БЫСТРЕЕ»

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

 Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

Возможные фигуры: треугольник; ромб; угол; буква; птичий косяк; круг; квадрат.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

 

«ПОСТРОЙТЕСЬ ПО…»

Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.

Можно также построиться в шеренгу по цвету волос; размеру ноги; по цвету глаз от самых светлых до самых темных.

 

«СЧЁТ ДО ДЕСЯТИ»

Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение: Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему? Что мешало? Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

 

«СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки участников, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук. Дайте карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Вам предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать.

Обсуждение: Трудно ли было создавать картину вместе? В чём именно заключалась трудность?

Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).

 

«ПРОНЕСИ КАРАНДАШ»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Выберите себе пару и по очереди вместе со своей парой встаньте у черты, где лежит карандаш. Ваша задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно.

Обсуждение:Что с вами происходило?Если не получилось, то почему?

Ну вот, все семинар подошел к завершению, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

 

Давайте наградим себя за успешное занятие аплодисментами!

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!